Цели урока:

сформировать представление о живом организме и о его общих признаках;

пробудить интерес к изучению нового предмета;

воспитывать ответственное отношение к окружающей среде, к жизни.

Предметные результаты:

– умение формулировать и обнаруживать общие признаки живого;

– умение понимать смысл биологических терминов.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД:

самоопределение (мотивация учения).

2.  Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка и принятие учебных задач урока);

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3.   Познавательные УУД

умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4.   Коммуникативные УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 Учебные задачи урока:

1. Используя информацию, предоставленную учителем, сформулировать и записать, что такое живой организм.

2. Использую свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, сформулировать основные признаки живого.

3. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).

4. Применение нового знания в ходе практической деятельности.

5. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.

Тип урока:

 Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог).

2. Практический (поиск информации).

3. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Оборудование:

Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2013;

компьютер;

экран;

маркерная доска.

Ход урока:

I. Актуализация знаний, целеполагание

Деятельность учителя

1. Проводит беседу об общих чертах и отличиях живых организмов:

- Ребята, окружающий вас мир природы чрезвычайно разнообразен. Вы, конечно, помните, что он представлен живой и неживой природой. И для живых организмов имеются характерные признаки. Какие, по-вашему, признаки могут свидетельствовать о принадлежности объекта к миру живой природы?

2. Задает вопросы:

- о причинах наблюдаемого сходства живых организмов;

- о причинах многообразия живых организмов.

3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:

- Итак, ребята, вы поняли, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какие природные объекты мы будем изучать? А какие знания нам необходимы для изучения живых организмов? И какие сведения помогут нам отличить живые организмы от прочих природных объектов?

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Определяют ключевые слова урока: живой организм, признаки живого.

II. Изучение нового материала: введение термина «признаки живого»

Деятельность учителя

1. Проводит эвристическую беседу об основных признаках живого:

- Ребята, посмотрите вокруг и объясните, какие из видимых природных объектов относятся к живой природе, и почему? А какими признаками эти живые объекты отличаются от неживых? Для поиска ответа на этот вопрос используйте в качестве живого объекта себя самого, ведь человек тоже является частью живой природы.

2.  Даёт задание на формулирование и идентификацию каждого признака живого и подводит итог:

- Итак, всё живое дышит, питается, осуществляет обмен веществ и энергии, выделяет продукты жизнедеятельности, растёт и развивается, размножается, обладает раздражимостью и подвижностью.

Деятельность учащихся

Участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

По указанию учителя формулируют и записывают основные признаки живого.

Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания

Деятельность учителя

1. Задаёт вопрос о частоте встречаемости того или иного признака живого.

2. Предлагает учащимся сформулировать правила, по которым можно объективно отслеживать наличие или отсутствие у объекта того или иного признака живого:

- Ребята, а как можно на практике отследить наличие тех или иных признаков живого: с какого начать? (с того, который сильнее проявляется у данного объекта), какой вывод сделать, если определённый признак не проявляется вовсе (степень выраженности признаков живого у разных организмов разная и может быть выражена совсем незначительно)?

3. Предлагает учащимся подумать о «рейтинге значимости» каждого признака живого.

4. Помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос урока:

Какой из перечисленных признаков главный?

5. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.

Деятельность учащихся

1. Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

2. Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку.

3. Отыскивают ответ на поставленный вопрос.

III. Первичное закрепление нового материала

Деятельность учителя

1. Предлагает выполнить задания

Работа с текстом учебника (стр. 9-10):

- Укажите ключевые слова в тексте, помогающие понять смысл каждого из рассматриваемых признаков живого.

2. Обсудите в парах, какая из выделенных вами слов являются самыми главными?

3. Ответьте на вопросы учебника № 4-9 на стр. 11.

4. Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на проблемный вопрос урока вы можете дать?

5. Подводит итог по решению основной задачи урока:

- Итак, сегодня на уроке мы выяснили, чем живые организмы отличаются от неживых, и как эти отличия можно обнаружить на практике.

Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание в парах и затем обсуждают.

Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

IV. Подведение итогов, рефлексия

Деятельность учителя

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? О чём хотели бы узнать на следующем уроке?

2. Оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

V. Домашнее задание

Деятельность учителя

1. Параграф №1.

2. Сформулируйте интересующие вас вопросы, на которые вы ожидаете получить ответ при изучении биологии.